Содержание изучаемого материала.

Содержание изучаемого материала.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

-                      выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;

-                      деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

-                      работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

-                      поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

-                      создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;

-                      переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

-                      работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

-                      репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

-                      рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

-                      назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

-                      премьера спектакля;

-                      повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.